Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Летний сад в Санкт-Петербурге 

Летний сад нашего города – это его душа. Появившись в начале 18 века ( в 1704 г.), Летний сад стал одним из символов Санкт-Петербурга,  его воспевали поэты, о нём говорили писатели, каждый находил здесь свои любимые уголки. Летний сад развивался, менялось его убранство и размеры. В последние годы была проведена масштабная реконструкция сада, значительно изменился его облик, что вызывает нескончаемые споры  о целесообразности этих перемен. Впрочем, сейчас есть возможность туда сходить и составить своё собственное мнение.

  

Очень популярна точка зрения, что в Санкт-Петербурге всё является новаторским для России: архитектура, планировка города, сады. Создаётся впечатление, что всё это появилось как будто на пустом месте, что всё старое было признано негодным, а новое насаждалось силой. Ревнители московской старины, конечно, всегда негодовали. Но на самом деле петербургские сады ( и Летний сад прежде всего ) органически связаны с садами московскими. Московские сады, в которых Пётр рос, испытали очень сильное влияние голландского Барокко. Впитав эти идеи и формы ещё в детстве, подобный стиль нашёл своё применение также и в Санкт-Петербурге. Да и сам сад появился не на пустом месте, здесь до основания города располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом.


 

 Сад имел учебный характер, здесь появились скульптуры, которых не было раньше в московских  усадьбах. На примерах античных образцов посетители получали определённое образование в европейском духе, основанное на греческих и римских сказаниях и образах. Основная часть коллекции - мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII - начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологриво. В  1710 г. в саду насчитывалось около 30 статуй. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 г. достигло уже более ста.

Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями. В коллекции можно найти  работы итальянских скульпторов Пьетро Баратта (P.Baratta) (1659—1729): статуи «Милосердие», «Правосудие», «Слава», «Мир и победа» (Ништадский мир) (1722), бюсты «Вакх», «Камилла», «Юноша», «Женщина в диадеме», «Александр Македонский», «Апполон» (1717), «Молодая женщина (Римлянка)»; Джованни Бонацца (G.Banazza) (1654—1736): статуи «Полдень» (1717), «Ночь»(1717), «Закат» (1717); Джованни Зорзони: статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Ливийская» (1717), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719); Альвизе Тальяпьетра (A. Tagliapietra) (1670—1747): статуя «Беллона» (около 1718); М. Гропелли: статуи «Искренность», «Истина», «Нимфа воздуха» (около 1719), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722); Антонио Коррадини (A. Corradini) (1668—1752): статуя «Нереида» (около 1717); Антонио Тарсия: статуи «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), «Немезида» (1716); Ф. Кабианка: статуи «Вертумн» (1717), «Сатурн» (1716), «Помона» (1717), бюсты «Траян», «Тиберий» (1717), «Нерон»; О. Маринали: бюст «Марс» (1717); фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661—1709): статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690), «Церера»(1690-е), а также ряд работ неизвестных итальянских скульпторов начала XVIII и середины XIX века.

 В 1720 г.  в галерее на берегу Невы была установлена античная статуя Венеры, выполненная неизвестным итальянским скульптором во II или III веке до н. э. с греческого оригинала Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Статуя была найдена при раскопках в Италии в 1719 году и подарена Петру I папой римским Климентом XI. Превосходная по качеству исполнения скульптура привлекала в XVIII веке особое внимание посетителей Летнего сада как одна из главных его достопримечательностей. Теперь эта статуя, известная как «Венера Таврическая», находится в собрании Государственного Эрмитажа. На сегодняшний день коллекция оригиналов мраморной скульптуры Летнего сада состоит из 92 единиц хранения (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы), которые после капитальной реставрации, в основном, хранятся в залах Инженерного (Михайловского) замка.

 Однако Летний сад задумывался и существовал выполняя также и «потешную» функцию: здесь устраивались ассамблеи, пиры, прогулки. В саду нередко проводились официальные дипломатические мероприятия, принимались послы.

При Петре 1 было устроено большое количество фонтанов, но они были разрушены наводнением 1777 г. и не восстанавливались. Однако сейчас несколько фонтанов в Летнем саду можно увидеть, но это воссозданные образцы.В первой половине 18 века здесь работали Доменико Трезини, Леблон, Франческо Растрелли.

В 1710—1716 гг. были вырыты Лебяжий и Поперечный каналы, гаванец рядом с дворцом,  сад был разделён на Первый и Второй. К 1712 г. строится Летний дворец Петра, сад насыщается скульптурой, фонтанами.

При Елизавете Петровне сад периодически стали открывать и для публики, любой опрятно одетый человек имел право прогуляться по аллеям. Особенно часто доступ в сад открывался во время отсутствия императрицы в городе.

Уже при Екатерине 11 в связи с наводнением 1777 г. Летний сад претерпел значительные изменения. Фонтаны решили не восстанавливать, акведук, подводящий воду к фонтанам разобрали, освободив место для постройки Пантелеймоновского моста. Были разобраны также Лабиринт и Людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Первый и Второй  сады были объединены в единое пространство. «Садовые затеи» приводятся в порядок и существуют на протяжении ещё ряда лет. И только в 1787—1790 гг. окончательно разбираются. В 1798—1799 гг. на берегу Лебяжьего канала была сооружена по проекту Г. П. Пильникова терраса из тесаного камня. В 1826 году К. И. Росси построил «Кофейный домик», перестроив разрушенный в 1777 году павильон «Грот».  При Екатерине же появляется и знаменитая ограда со стороны Невы в связи со строительством набережной. Считается, что автором ограды является Юрий Михайлович Фельтен, но определённое участие в строительстве принимали также Иван Фок и Даниил Вунш, а  также Петр Егоров  (с 1772 году непосредственным наблюдателем за ведением работ был Егоров) и Ж. Б. Валлен-Деламот. Строительство решётки закончилось в 1784 г.

 

В 19 веке  в Летнем саду сохраняется историческая планировка. По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик. В 1839 г. шведский король Карл XIV передал в подарок Николаю 1 гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. С этого же года порфировая ваза является украшением Летнего сада. Но  11 января 2008 г. на порфировой вазе заметили трещину, которая шла от горловины, а уже 14 го ваза, расколовшаяся на две части, была вывезена на реставрацию. Причиной этого стали изменения в структуре камня и / или попадание внутрь вазы воды. В ходе работ  по реконструкции и реставрации Летнего сада (2009-2011 гг.) порфировая ваза была полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 г. на своё историческое место.

В 1851-1855 гг. скульптор П. К. Клодт работал над  памятником И. А. Крылову. 12 мая 1855 г. скульптура была установлена на пьедестале. Пьедестал из тёмно-серого сердобольского гранита украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А. А. Агина на сюжеты наиболее прославленных басен.

4 апреля 1866 г. в Летнем саду состоялось покушение на императора Александра 11. Царь выжил и  в память об этом событии в ограде Летнего сада была устроена часовня св. Александра Невского по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.). Часовня в просуществовала до 1918 г., а к 1930 г. её разобрали.

В 20 веке несколько раз выдвигались проекты по реконструкции и восстановлению Летнего сада, которые частично реализовывались уже после 1945 г. В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея, в 2009 г. началась реконструкция, которая завершилась 27 мая 2012 г. С этого времени Летний сад вновь стал открыт для публики.