Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика

Петергофская дорога.

    Петергофская дорога это больше чем шоссе, идущее от Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива примерно на 40 километров. За века своей истории дорога видела не мало: по ней ездили и шведы, и царь Пётр Великий, и члены императорской фамилии, и миллионы других людей. Сейчас это оживлённая магистраль, соединяющая центр города с блестящими пригородами некогда столицы Российской Империи: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом. Петергофская дорога сама является уникальным памятником и по праву считается достопримечательностью Санкт-Петербурга. Архитектурный и ландшафтный ансамбль дороги представляет собой выдающийся памятник истории нашего Отечества.

    Петергофская дорога была основана Петром 1 в 1710 г. Вновь отвоёванные берега Финского залива необходимо было заселять и осваивать. Для этих целей и была устроена дорога, проходившая тогда по лесам и болотам. Но Пётр хотел большего: он предполагал устроить здесь парадную «першпективу» не хуже знаменитой версальской дороги. Для этих целей вдоль линии дороги были нарезаны и розданы знати участки с обязательством выстраивать загородные дома и дачи (от слова «давать» эти самые наделы). Ближайшие сподвижники Петра получили участки, которые в течение 18 века выросли в систему всемирно известных пригородов Санкт-Петербурга. 1700-10-х гг. возникли приморские усадьбы Екатерингоф, Анненгоф, Елизаветгоф, Стрельна и др., принадлежавшие Петру I и членам его семьи, а также усадьбы "Фаворит", "Монкураж" и Ораниенбаум, пожалованные А. Д. Меншикову. Чуть позднее, в 1714 г., был основан и Петергоф.

Начинается Петергофская дорога от реки Фонтанки, где находится Старо-Калинкин мост. Там в 18 в. находилась граница города.

   Далее трасса совпадает со старинной Нарвской дорогой. На современной площади Стачек находится триумфальная арка на месте бывшей Нарвской заставы. Триумфальные ворота построены в 1827—1834 гг. архитектором Василием Стасовым в память о героях Отечественной войны 1812 года. На этом месте первоначально находились деревянные триумфальные ворота, через которые возвращались русские войска из заграничного похода.

 

   Далее дорога проходит по современному Проспекту Стачек. Сейчас здесь можно увидеть памятники архитектуры от конструктивизма 20-30-х гг. ХХ века, до типовых проектов 70-х гг., а также и интересные постройки века 18 го.

    Недалеко от Кировского завода сохранилась одна из усадеб бывшей Петергофской дороги – Кирьяново. Современный адрес строения – пр. Стачек д. 45. Эта усадьба принадлежала Екатерине Романовне Дашковой, одной из ближайших сподвижниц и подруг Екатерины II. Изначально усадьба была деревянной, однако она сильно пострадала во время наводнения 1777 г. После этого в 1783-1784 гг. усадьба господский дом были заново отстроены из камня. Архитектором здания считается Кваренги, однако, в своих мемуарах Дашкова называет себя автором проекта.

 

   В результате всех усилий по благоустройству участка, он приобрел весьма привлекательный вид, не уступавший соседним дачам по обеим сторонам Петергофской дороги. Ближайшая из них принадлежала сенатору и Андреевско­му кавалеру Александру Александровичу Нарышкину, его усадьба располагалась дальше по той же дороге. Взаимоотношения этих двух государственных людей развивались, мягко говоря, не очень гладко, о чём подробнее можно узнать здесь

   На проспекте находится и знаменитый Кировский (до революции Путиловский) завод, производящий сложную продукцию машиностроения (в т.ч. знаменитые тракторы «Кировец»), которая поставляется во многие страны мира. Облик этой рабочей окраины не вписывается в формат парадной Петергофской дороги, это не случайно. Во второй половине 19 века в связи с активным развитием капитализма территории на окраине Петербурга выкупались коммерсантами для строительства заводов, фабрик, рабочих поселков. Город разрастался и в 20 веке, поэтому ансамбль Петергофской дороги оказался нарушен.

 

Однако мы двигаемся дальше. Новые районы юго-западной части Санкт-Петербурга предстают перед нашими глазами. Уже почти пригород, но вдоль дороги то и дело мелькают трамваи. Ораниенбаумская электрическая железная дорога (ОРАНЭЛ) была проложена здесь к 1915 г. Она стала второй электрической железной дорогой России. По проекту предусматривалось протянуть её до форта «Красная горка», но из-за сложного положения страны в период Первой мировой войны, а затем и революции, планы были скорректированы. В период индустриализации большая часть электрического оборудования и подвижного состава были вывезены на Урал и в другие районы страны на ударные стройки. Однако ОРАНЭЛ продолжала использоваться в пассажирском движении, а после Великой Отечественной войны была вновь электрифицирована и по ней пошли трамваи до Стрельны.

 

   Интересной деталью дороги являются и сохранившиеся каменные верстовые столбы. Первоначально они были деревянные, но в царствование Екатерины II комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы принимает решение о благоустройстве Царскосельской и Петергофской дорог, тогда были и заменены деревянные столбы на каменные. Дорожные знаки в виде обелисков из гранита или мрамора были изготовлены по единому образцу, где указывалось число вёрст от почтамта. Именно от почтамта отсчитывались расстояния между городами, а не от границы города или какой-то иной точки. Первый каменный столб появился в 1774 г., его автором считают архитектора А. Ринальди, любимого зодчего Екатерины 11. На Петергофской дороге было установлено 27 верстовых столбов, однако сохранилось до нашего времени 8.

 

   Уже близка Стрельна, но останавливаясь на светофоре при въезде в посёлок, наше внимание непременно привлечет Троице-Сергиева пустынь. Это мужской монастырь, основанный в 1734 г. императрицей Анной Иоанновной на 17-й версте Петергофской дороги. Легенда гласит, что она сама положила традицию совершать паломничество пешком из Петербурга в эту пустынь. На кладбище монастыря нашли своё последние пристанище многие представители знатных родов, немало сделавших для страны и города. Достаточно вспомнить канцлера А. М. Горчакова и выдающегося архитектора А. И. Штакеншнейдера, много работавшего в пригородах на Петергофской дороге.

 

    Стрельна. В начале XVIII века Пётр 1 решил создать здесь загородную резиденцию. Тогда же был построен деревянный дворец Петра I (1711—1717 гг.), Большой (Константиновский) дворец (начало строительства — 1720 г.) и был заложен парк. Работы вели архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти (они же первоначально строили Петергоф). В 1722 г. Петр 1 подарил дворец своей дочери Елизавете. Роль загородной резиденции переходит к Петергофу.

 

В конце XVIII века Стрельна стала частным великокняжеским владением — в 1797 г. Павел 1 подарил её своему второму сыну, великому князю Константину Павловичу, благодаря чему Большой дворец стал известен как Константиновский. В 1750-х годах он был перестроен архитектором Б. Растрелли, а после пожара 1803 г. восстанавливался с изменениями, внесенными А. Н. Воронихиным и Л. Руска, обновлялся в 1847—1851 гг. Х. Ф. Мейером, А. И. Штакеншнейдером и А. Н. Брюлловым. После революции здесь размещались различные учреждения, до 1991 г. находилось Арктическое училище. В последнее десятилетие Константиновский дворец был восстановлен и стал резиденцией Президента России, «Дворцом Конгрессов». С дороги к дворцу ведёт прекрасная аллея, вдоль которой разбит парк, а со стороны залива к самому зданию подходит канал. Подобную схему мы увидим ещё в Петергофе и Ораниенбауме.

  Путь дальше ведёт к Петергофскому дворцу, он уже близко. Но прежде мы увидим парк Александрия. Резиденция была подарена Николаем 1 своей супруге Александре Федоровне и стала частным владением императорской семьи (не официальной резиденцией). Здесь был выстроен Дворец-коттедж и другие замечательные постройки.

 

   А совсем рядом с Александрией, в 30 км от Санкт-Петербурга, располагается Русский Версаль - Петергоф. На самом деле, фонтанов в Петергофском парке больше чем в Версале, а сам парк (по свидетельству многих туристов) выглядит изящнее и масштабнее знаменитого пригорода французской столицы. Но главное, что все фонтаны работают без единого насоса, используется принцип «самотёка». Источники воды располагаются на Ропшинских высотах, в 20 км. от Петергофа. Вода собирается через сложную систему рек и каналов, скапливается в специальных резервуарах и самотёком бьёт, а после чего стекает в Финский залив. Тем не менее, высота струи самого высокого фонтана Петергофа («Самсон, раздирающий пасть льва») – порядка 20 метров.

 

Большой каскад был сооружен 1715-1724 гг. и когда в торжественной обстановке состоялся запуск, после церемонии французский посол писал, что русские блестяще превзошли по пышности и размаху резиденцию его величества, короля Франции. А это только первая четверть 18 века. Большой дворец в том виде, в котором он дошёл до нас, был построен уже при Елизавете Петровне зодчим Растрелли в 1745-1755 гг.

 

   Но Петергофская дорога на этом не кончается, далее на запад расположены Собственная дача, Сергиевка и Ораниенбаум.

   Собственная дача располагается в Сергиевке, в нескольких километрах от фонтанного комплекса. "Собственная" - означает, что это было лично имение императора (императрицы). Именно Елизавета Петровна построила небольшой дворец по соседству со своей летней парадной резиденцией, который потом перестраивался несколько раз. Сейчас Собственная дача выглядит так, как её задумал А. И. Штакеншнейдер - в барочных формах, на манер архитектуры Ф.Б. Растрелли. Пока что там ещё ведутся реставрационные работы.

 

   Дворец Лейхтенбергских в Сергиевке был построен тем же архитектором - Андреем Штакеншнейдером,  для дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, в 1839—1842 гг. Он находится на гребне берегового уступа в северо-восточной части парка. Именно в этом дворце впервые состоялась встреча царской семьи с Григорием Распутиным.

Между Сергиевкой и Ораниенбаумом расположен посёлок с забавным названием Мартышкино. Название, скорее всего, связано с некими «мартышами» как называли лодочных перевозчиков, работавших на строительстве Кронштадта на острове Котлин. Также и некоторых птиц называют мартыши. Легенд происхождения названия множество. Тем не менее, место имеет давнюю историю, тут находился с 1642 г. приход шведской Лютеранской церкви. Здесь снимали дачи и любили бывать многие столичные художники, писатели и музыканты.

   Ораниенбаум является конечной точкой Петергофской дороги и местом паромной переправы в Кронштадт. Город и дворец, своим появлением обязан «полудержавному властелину», князю Александру Даниловичу Меншикову. В 1711 г. начались активные работы по строительству Большого дворца. Однако после опалы Меншикова в 1727 г., Ораниенбаум был передан в казну, во дворце разместился госпиталь. При Екатерине 11 в Верхнем парке строится Собственная дача * (Екатерина, впрочем, за всю жизнь провела там всего 48 дней).

*Собственную дачу в Ораниенбауме не надо путать с таковой в Сергиевке :) 

   К Большому дворцу также подходит морской канал. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был взят фашистами, и потому сохранилось очень много ценных памятников на территории дворцово-паркового ансамбля. По иронии судьбы, это не очень популярный пригород у туристов, хотя он находится в 10 км от Петергофа. Впрочем, сейчас дворец восстанавливается и в будущем былая слава и признание вернутся в Ораниенбаум.

  Ну а прямо напротив Ораниенбаума находится остров Котлин и город Кронштадт – колыбель русского флота. Все иностранцы, приезжая по морю высаживались в Кронштадте, затем переправлялись на южный берег Финского залива (8 км. по воде), где их встречал прекрасный дворец, а парадная Петергофская дорога шла до столицы империи. У многих тогда происходил некий переворот в сознании, когда в «дикой» России они видели такое великолепие.    Действительно, Петергофская дорога – это целый пласт истории Санкт-Петербурга и всей страны, вобравший в себя и сохранивший дух трёх столетий. Гости города проезжая по Петергофской дороге не устают восхищаться дворцами и парками, на ней расположенными, дорога продолжает жить и радовать всех, кто оставляет на ней свой след.