Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика

Галерея изображений

Кронштадт.

Былое величие. 

Статья написана для электронного журнала "Продуманный отдых" (продуманный.рф), опубликована в №2 за 2014 г. в рубрике "Историческое наследие России". 

   Совсем недалеко от Санкт-Петербурга, на острове Котлин что в Финском заливе, находится город Кронштадт. По старой традиции его называют городом, хотя ныне это административный район Санкт-Петербурга, расположенный, правда, в 35 км на запад от центра города. Сам остров Котлин имеет длинну 12 км, а шириной немногим более 1 км.    Историческая территория города тяготеет к восточной оконечности острова и занимает совсем небольшую площадь. Однако на этом клочке земли, нещадно продуваемом крепкими балтийским ветрами, произошло множество важнейших  событий отечественной и мировой истории. Отсюда уходили наши кругосветные экспедиции, с этим местом связаны выдающиеся открытия учёных и исследователей. Много славных имён можно вспомнить говоря о Кронштадте. Но что осталось сейчас от этого наследия? Впрочем, обо всём по порядку.  

    История Кронштадта неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Основанный 18 мая 1704 г., Кронштадт является первым из знаменитых петербургских пригородов, появившихся на карте вновь отвоёванной у шведов Ингерманландии.  Датой основания Кронштадта правильнее было бы считать январь-февраль 1704 г., когда началась постройка первого форта будущей Кронштадтской крепости.

КроншлотКроншлот

    Освящен этот форт (Кроншлот) был 18 мая 1704 г. Пётр понимал стратегическое значение небольшого острова на подступах к только что основанному им Петербургу, тогда ещё деревоземляной Санкт-Петербургской крепости. Именно с моря можно было ожидать удара шведов, поэтому перекрыть доступ вражеским кораблям и обезопасить город с запада, являлось основной задачей крепости. Уже в 1704-1705 гг. вражеские эскадры были отброшены, шведов удалось не допустить к будущей новой столице – Санкт-Петербургу. 

     Главное значение в городе всегда имели военные. Почти 2/3 городской территории так или иначе занимали военные объекты. Кронштадт был первоклассной военно-морской крепостью, одной из сильнейших в Европе, которая надёжно защищала столицу Российской Империи – Санкт-Петербург.  Уникальный комплекс  морских фортов и сегодня поражает воображение. А ведь все эти форты построены были на искусственных островах! В течение двух веков, с начала 18 по начало 20 вв. создавался каменный щит Петербурга. Природный остров Котлин находится очень близко к главному (Южному) судоходному фарватеру, ведущему к дельте Невы и Петербургу. По нему и сейчас все корабли подходят в Петербург. Поэтому чтобы защитить город, необходимо было перекрыть все доступы к городу Петра. Финский залив в районе Кронштадта совсем не широкий, всего 25 км. и он с юга и до севера перекрыт цепью фортов – искусственных насыпных островов (некоторые из них – форты Обручев и Тотлебен имеют более 800 м.  длины каждый), на которых раньше располагались гарнизоны и стояли мощные орудия. Ну  а в гаванях Кронштадта неприятеля ждали эскадры Балтийского флота.

Айвазовский. Большой рейд в кронштадте.Айвазовский. Большой рейд в кронштадте.

    «Коронный город», а именно так можно перевести название «Кронштадт», атаковали много раз и шведы, и анло-французская эскадра, и немцы в годы войны.

      Именно благодаря Кронштадту не был взят Ленинград во время Великой Отечественной войны. Мощь орудий линкоров и фортов позволила остановить фашистов у  стен Ленинграда. Но только в 2009 г. Кронштадт был удостоен почётного звания «Город воинской славы».  

 

     Времена менялись, сейчас основные силы Балтийского флота стоят в Калининградской области, а военно-морская крепость уже более 50 лет не существует. Конечно, содержать огромный комплекс из фортов было очень дорого. В 1950-е гг. активно стало развиваться военное ракетостроение и финансировать дорогостоящие и устаревшие орудия береговой артиллерии стало накладно. В 1960-е гг. пушки были «пущены на иголки», почти весь металл с фортов был варварски разграблен прославленной организацией «Вторчермет», а что не успели или не смогли выломать тогда, предприимчивые граждане доломали потом. Некоторые форты до сих пор используются военными как склады, но большая их часть разрушается. Но даже в таком разорённом виде форты поражают мощью и величием. Они сильны и незыблемы, готовы защищаться до последнего. Но уже не  от вражеских снарядов, а от произвола, ветров и мародёров. Конечно возникает вопрос: «А почему всё это наследие так просто погибает? Ведь можно же сюда водить толпы туристов!». Да, это было бы лучшим из вариантов, если бы хоть один форт был сохранён в первозданном виде для потомков. Тем более что это уникальный памятник фортификации, внесённый, между прочим, в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но, увы… Единственный положительный пример рационального использования этих бывших укреплений в качестве туристического объекта можно видеть на форте «Великий князь Константин», где создана стоянка для яхт и катеров, гостиница, облагорожена территория. На большую же часть остальных фортов приходят посмотреть разве что краеведы да искатели приключений. Впрочем, в последние годы на фортах стали проводить экскурсии, интерес к военно-морскому наследию возрастает, что не может не радовать.

      Конечно, форты – это далеко не всё, что можно увидеть в Кронштадте. Сейчас Кронштадт надёжно связан с Петербургом отличной дорогой, проложенной по Дамбе – Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Путь занимает около часа. Дамба строилась с 1979 по 2011 гг. и сейчас городу не угрожают катастрофические наводнения, когда уровень воды поднимается более чем на 

Павильон мареографа. Павильон мареографа.

3 метра выше среднего. Нагонные волны, которые приносят западные ветра, дамба призвана останавливать. Кстати, что есть наводнение? В Санкт-Петербурге наводнением считается подъём воды на 160 см. выше нуля Кронштадтского футштока. Именно от этой точки отсчитываются все глубины и все высоты в странах, которые используют Балтийскую систему высот. Нуль Кронштадтского футштока  (исходная точка, начало отсчёта) расположен в Кронштадте, на опоре Синего моста. Футшток, т.е. линейка для измерения уровня воды, укреплена именно там. Футшточная служба существует с 1707 г. Рядом находится павильон мареографа – прибора, который фиксирует колебания уровня моря. Это одна из самых интересных достопримечательностей города.

      Впрочем,  уже на подъезде к Кронштадту, с расстояния в несколько десятков километров видно Морской собор – потрясающей красоты храм, памятник всему Русскому флоту. В 2013 г. Морской собор отметил столетие своего существования.  К этому юбилею собор и Якорная площадь – главная площадь Кронштадта, были реконструированы. Собору вернули его исторический облик и передали церкви. Однако, к большому сожалению, стоит сказать что филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость», находившийся вместе с концертным залом в Морском соборе прежде, был выведен из здания и о его дальнейшей судьбе пока что имеется крайне смутное представление.

Памятник МакаровуПамятник Макарову

     На Якорной площади стоит один из самых известных памятников Кронштадта – памятник вице-адмиралу С. О. Макарову, трагически погибшему в 1904 г.

 в начале Русско-японской войны. Памятник был открыт в 1913 г., в один год с открытием Морского собора. Там же находится и вечный огонь – монумент борцам за Революцию.
  Сейчас об этом уже мало вспоминают, но Кронштадт сыграл ключевую роль в революционной борьбе. Не зря Троцкий назвал кронштадтских моряков «гордостью и красой русской революции». Однако спустя совсем немного времени после Октябрьского переворота 1917 г., на этой же Якорной площади состоялись выступления совсем иного рода. В 1921 г., в марте месяце, произошёл знаменитый Кронштадтский мятеж. Линкоры повернули свои пушки, а матросы винтовки на власть большевиков. Восстание было направлено против засилья партии Большевиков в Советах и против политики военного коммунизма. Большой кровью и с огромными сложностями Кронштадтский мятеж был подавлен. И здесь, под вечным огнём, находится братская могила более 400 красноармейцев, павших в битве за Кронштадт.

    Конечно, Кронштадт и море неотделимы друг от друга. Петровский парк обязательно стоит посетить каждому, приезжающему сюда. Памятник основателю Кронштадта – Петру 1 находится здесь, а с Петровской пристани можно осмотреть Среднюю гавань и военные корабли Ленинградской военно-морской базы, стоящие напротив. Из этой гавани уходили наши кругосветные экспедиции в 19 веке. А в 1820 г. Русская экспедиция под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, вышедшая из Кронштадта,  открыла Антарктиду.

    Уникальные доки для ремонта судов также создавались в Кронштадте. Док Петровский, который можно увидеть в городе и его водосливная система являются памятником инженерной мысли.

     Нельзя не упомянуть об эпохальном открытии в истории человечества – изобретении радио. Александр Попов, работавший в Морском минном офицерском классе, 7 мая (по новому стилю) 1895 г. продемонстрировал свои достижения в Санкт-Петербурге. Опыты по передаче сигнала проводились здесь, в Кронштадте. С 1897 г. Попов проводил опыты по радиотелеграфированию на кораблях Балтийского флота. Летом 1899 г., когда Попов был в Швейцарии, его ассистенты — П. Н. Рыбкин, Д. С. Троицкий и А.А. Петровский — при проведении работ между двумя кронштадтскими фортами случайно обнаружили, что когерер при уровне сигнала, недостаточном для его возбуждения, преобразует амплитудномодулированный высокочастотный сигнал в низкочастотный, так что его сигналы становится возможным принимать на слух.  Поэтому Кронштадт по праву можно считать родиной радио. Сейчас увидеть здание бывшего Морского минного офицерского класса не составляет труда, однако, к большому сожалению, музей (мемориальный кабинет) А. С. Попова находится в плачевном состоянии и не доступен для публики, ну а само здание больше напоминает послевоенные руины.

    Стоит сказать, что именно в Кронштадте внедрялись уникальные технические достижения. Первый в России городской водопровод и хлорирование воды, первый лифт, первая водолазная школа и многое другое появилось здесь, в Кронштадте.

   Сейчас Кронштадт живёт своей тихой жизнью, всё ещё очень обособленно от Санкт-Петербурга. Хотя большая часть трудоспособного населения выезжает туда на работу. В действительности дорога по Дамбе стала «дорогой жизни» для Кронштадта в 1990-е гг. Градообразующее предприятие, когда-то один из флагманов промышленности,  Морской судоремонтный завод с полуторавековой историей, фактически не работает,  поэтому людям приходится ездить на работу и учёбу  в Санкт-Петербург.

    Однако лет 100-150 назад всё было не так. Кронштадтский порт функционировал как торговый и был одним из крупнейших в Российской империи, давая работу тысячам людей, а купцам принося немалые прибыли. Большие корабли до 1885 г, когда был прорыт Морской канал, приходили в Кронштадт, до Петербурга им было не дойти из-за мелководья. «Все флаги в гости будут  к нам» - фраза из поэмы Пушкина «Медный всадник» как нельзя лучше отражала ситуацию. Рыбные ряды и рынки звали покупателей на всех европейских языках, в коммерческом порту кипела жизнь. Однако ещё до революции значение кронштадтского коммерческого порта почти сошло на нет в связи с тем, что корабли стали проходить напрямую к Санкт-Петербургу. Сейчас в Кронштадте существует крупный контейнерный терминал, являющийся часть Большого порт Санкт-Петербург. 

    Противоречивая картина складывается при знакомстве с городом – с одной стороны потрясающая история, масса событий, памятников, изобретений связаны с Кронштадтом. С другой – запустение и разруха. И всё же в этом что-то есть. Историческое наследие Кронштадта огромно и с ним надо знакомиться глубже, поэтому хочется верить, что в город будут приезжать больше туристов, будет развиваться инфраструктура и новые направления.

Добро пожаловать в город воинской славы – Кронштадт!