Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Петровский док. Водосливная система Петровского дока.

 

Начало 18 в. ознаменовалось Северной войной со Швецией, победить которую без сильного флота было невозможно. Флот рос, в Кронштадт и Санкт-Петербург приходило всё больше иностранных кораблей. Необходимость ремонтировать корабли побудила Петра 1 озаботиться вопросом о строительстве сухого дока в Кронштадте.Что такое сухой док? Сухой док — разновидность стационарного дока, где корабль (судно) устанавливается ниже уровня прилегающей акватории. Дно имеет опоры: кильблоки и проч., для установки судна при доковании. Стенки приспособлены для доступа рабочих к корпусу судна, прежде всего в подводной части. Могут иметь ступенчатую форму или снабжаются лесами.  Для ввода судна в док уровень воды в нем сравнивается с акваторией, батопорт открывается, судно с помощью лебедок вводится, устанавливается в назначенную позицию и выравнивается, строго над приготовленными опорами. Смещение от нее может вызвать опасные деформации при посадке судна на опоры. После выравнивания батопорт закрывается и вода из камеры откачивается помпами. Для вывода док заполняется естественным путем из акватории, и судно подвсплывает. Когда уровень воды в доке сравнивается с уровнем акватории, батопорт открывается, позволяя выход.

Достаточно простой принцип работы дока осложняется масштабами работ и общей сложностью реализации подобных проектов. В начале 18 века в Европе существовали доки, которые осушались за несколько недель, что значительно увеличивало сроки ремонта.  Для решения проблемы необходимо было сделать следующее: построить сухой док как таковой и предусмотреть систему быстрой откачки воды.

Сам проект был разработан Петром Великим, он же является автором идеи системы водоотведения. Принцип был заложен простой, как и всё гениальное. Вода очень быстро может уходить по наклонной плоскости в резервуар, находящийся ниже её уровня и можно сразу приступать к ремонту.  Пока суда ремонтируются вода из этого резервуара (докового бассейна) откачивалась. После вывода кораблей из дока весь цикл операций можно было повторить. Именно это и было реализовано в Кронштадте, однако на строительство понадобилось употребить колоссальные средства и время.

 

Работы были начаты 8 мая 1719 года по указу царя: «начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать». Строилось всё вручную, количество работных людей менялось (до нескольких тысяч). В основном это были солдаты, каторжные, небольшое количество вольнонаёмных людей. Орудиями труда служили самые примитивные приспособления – кирки, лопаты, ломы, телеги. Да и этого не хватало.

К 1722 г. канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению его стен. Однако после смерти Петра 1 работы пришли в упадок и активизировались только при Елизавете Петровне. Несколько раньше, в 1732 г. была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. С 1742 г. работы были начаты с новой силой, канал был открыт 30 июля 1752 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Сейчас комплекс сооружений Петровского дока находятся в центральной части г. Кронштадта. Это причалы на Усть-рогатке, Петровский канал, крестовина  Петровского дока, овраг около Якорной площади, Доковый бассейн.

В последние годы док стал доступен для посещения и его действительно стоит увидеть.