Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика

Галерея изображений

Батарея Северная № 1 (форт 1-й Северный).

 

История создания и развития укреплений Северного фарватера в XVIII-XIX вв.

      Комплекс фортов и батарей Кронштадской крепости является уникальным памятником истории.  Кронштадская крепость с начала своей истории в 1704 г.  обеспечивала прочную  защиту со стороны моря для новой столицы – Санкт-Петербурга.  Западное направление, открытое для нападения вражеских флотов, требовало надёжного прикрытия. Именно поэтому Пётр Великий основал крепость на острове Котлин и заложил основы системы искусственных сооружений, состоявшей из морских фортов и батарей, а также подводных препятствий.  Первые форты были созданы к югу от острова Котлин и защищали основной фарватер, ведущий к Городу на Неве. Северный фарватер считался сложным для судоходства, его использование неприятельскими судами практически исключалось. Создание дополнительных искусственных подводных препятствий считалось достаточным для недопущения проникновения вражеских эскадр по Северному фарватеру к Санкт-Петербургу. Однако развитие судостроения, появление боевых судов с небольшой осадкой потребовало изменения к подходам в деле обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга с моря.

    Форт 1-й Северный. Современный вид. Автор не известен.Форт 1-й Северный. Современный вид. Автор не известен.

      Впервые морские укрепления к северу от острова Котлин появились в 1801 г., это были две свайные морские батареи № 1 и № 2, возведенные примерно в 1 километре от берега, к северу от города.  Ко времени окончания Русско-Шведской войны 1808-1809 гг. была построена линия из 4 двойных (т. е. двухъярусных) батарей на ряжевых основаниях (одна их них – двойная северная батарея № 4 – располагалась на месте современной  Северной батареи № 1.). Эти батареи были деревоземляными конструкциями, а потому крайне страдали от наводнений и ледоходов. После наводнения 1824 г. (самого разрушительного за всю историю Санкт-Петербурга), укрепления на ряжах были значительно повреждены, а батареи на свайном основании разрушены.

      Начало Крымской войны 1853-1856 гг. стало новым этапом в развитии Кронштадской крепости в целом, а также и совершенствованием способов обороны Северного фарватера. Появление маневренных винтовых кораблей и канонерских лодок с небольшой осадкой делало возможным прорыв к столице империи через слабоукреплённый Северный фарватер.  Создание надёжной системы обороны к северу от о. Котлин было важнейшей задачей, решавшейся тремя путями. Во-первых, была разработана и реализована система минных заграждений Южного, а впоследствии и Северного фарватеров. Впервые в мировой практике была создана минно-артиллерийская позиция. Во-вторых, были созданы ряжевые и свайные преграды от Ораниенбаумского до Финского берегов залива. В-третьих, созданы новые временные морские артиллерийские батареи, которые в будущем превратились в постоянные. 

Форты Кронштадта 1855 г.Форты Кронштадта 1855 г.

      31 августа 1855 г. императором Александром II были высочайше утверждены проекты 4  временных морских батарей на сохранившихся от двойных северных батарей ряжевых основаниях. Чуть позже этот план изменился: общее количество морских батареи увеличили до 9 (4 на Южном фарватере и 5 – на Северном), в результате линия морских батарей должна была перекрыть весь Финский залив от берега до берега. Первоначально батареи имели сквозную нумерацию, однако впоследствии форты и батареи Южного фарватера получили свои номера, а Северные батареи – свои. 

      Периметр каждой батареи составляли сомкнутые линии ряжей; в окруженном этими линиями пространстве на свайном основании выше ординара устраивался бревенчатый настил, поверх которого насыпались земляные брустверы и валганги. Уже в начале весны 1856 г. батареи были вооружены орудиями. Однако в связи с подписанием Парижского мирного договора 1856 г. и окончанием войны, временные батареи вскоре разоружаются.

РяжиРяжи

      В связи с широким распространением нарезной артиллерии, значительно превосходившей старые гладкоствольные пушки в точности и дальности стрельбы, а также и по причине обострения международной обстановки в 1860-е гг. вновь остро встал вопрос о создании постоянных укреплений для защиты Северного фарватера и перестройки крепости в целом. Стояла задача привести Кронштадскую крепость в «прочное оборонительное состояние».  В первой половине 1860-х гг. на Северном фарватере, помимо 5 существовавших, было принято решение строить ещё 2 батареи, а остальные переделать в постоянные. Выдающуюся роль в создании временных батарей и последующей их перестройке в постоянные сыграл Э. И. Тотлебен.

 

Строительство постоянной Морской северной батареи №1.

      Согласно проектам перестройки батарей, их прежняя площадь значительно увеличивалась. По периметру острова батареи создавались ограждающие конструкции. С фронта и флангов их основу по-прежнему составляла линия ряжей. С внутренней стороны острова вплотную к ним создавалась шпунтовая свайная стенка. При этом непосредственно поверх ряжей возводилась невысокая, до отметки 4 фт. выше ординара (среднего уровня моря), эскарпная стенка, облицованная гранитом. В тыльной части батареи конструкция ограждения острова была значительно упрощена: здесь ряжевой стенки не сооружали, а лишь возводилась шпунтовая стенка, которую снаружи до самого верха укрепляли камнем. Таким образом по всему периметру острова создавалась сплошная сомкнутая шпунтовая стенка. Внутрь огороженного ею пространства насыпался грунт, формировавший собственно тело острова. Двор батареи возвышался над ординаром на 8,5 фт. Выше этой отметки насыпались валы батареи и возводились кирпичные казематированные постройки.

Форты Кронштадта, СхемаФорты Кронштадта, Схема

      Для защиты острова от разрушительного действия волн и ледоходов, по всему периметру батареи возводился на ряжевом основании каменный волнолом. В тыльной части батареи этот волнолом несколько дальше отходил от острова батареи, благодаря чему здесь образовывалась гавань для снабжения гарнизона.  На батарее было построено в общей сложности 7 казематированных построек: 4 так называемых казематированных траверса и 3 казармы. В каждом казематированном траверсе имелось два каземата для орудий. Орудия размещались внутри закрытых казематов. Эти траверсы были построены в крепости одними из первых, уже в 1864 г., что указывает на большое значение морской батареи № 5 (нынешней Северной №1)  в общей системе обороны Кронштадта тех лет. В целом же батарею удалось завершить постройкой в 1865 г., в то время как постройка и перестройка других батарей продолжалась еще несколько лет. 13 июня 1868 г., согласно повелению Александра II, морские батареи были перенумерованы, на каждом фарватере батареи получали свою собственную нумерацию. Так, морская батарея № 5 получила новое наименование – морская северная батарея № 1. С тех пор она не меняла своего официального названия, правда уже в советское время все кронштадтские морские батареи, в т. ч. и северная № 1, стали именоваться фортами, что противоречит специальной фортификационной терминологии, согласно которой фортом принято именовать сомкнутое долговременное укрепление.

Разрез моркой батареи 60-х гг. XIX в. Рис. В. Ф. ТкаченкоРазрез моркой батареи 60-х гг. XIX в. Рис. В. Ф. Ткаченко

      В начале 1870-х гг. от размещения орудий в казематах решили отказаться. Такое расположение значительно ограничивало сектор обстрела, к тому же старые казематы не могли вместить появляющиеся современные орудия. Новые артсистемы были слишком громоздкими, их стали располагать открыто, в орудийных двориках, обеспечивавших максимальный сектор обстрела. Построенные же казематированные траверсы стали использовать в качестве пороховых погребов; амбразуры в напольных стенах заделали, а сами стены с фронта обсыпали грунтом (на правом фланге форта сохранились старые казематы, не перестроенные при дальнейшей реконструкции сооружения).

      Вооружение батареи было достаточно разнообразным и временами менялось. К 1894 г.  основное вооружение морской северной батареи № 1 составляли:

12 – 9-дм. пушек обр. 1867 г. на лафетах Семёнова (из них 4 без лафетов)

4 – 6-дм. пушек обр. 1877 г. весом 190 пуд. на лафетах Дурлахера

2 – 9-дм. мортиры

2 – 6-дм. мортиры

      Однако все эти орудия к концу XIX в. уже не соответствовали современным требованиям. Батареи и форты Кронштадта требовали перестройки и перевооружения. Согласно принятому в 1896 г. плану, разработанному комиссией под председательством генерал-адъютанта Н.Н. Обручева, Морскую северную батарею № 1 предполагалось реконструировать, перевооружить двенадцатью 9-дм. пушками на лафетах Дурляхера и соединить дамбой с островом Котлин. Постройку дамбы было решено отложить на вторую очередь, реконструкция же батареи в бетоне началась в 1898 г.  Перестройкой батареи от управления Строителя Кронштадтских укреплений руководил производитель работ военный инженер капитан Николай Васильевич Баранов.

 

Морская северная батарея №1 в XX в.

Реконструкция в бетоне.

      В 1899 г. не дожидаясь окончания работ, батарею начиная с левого фланга стали вооружать положенными 9-дм. пушками. Полностью новые орудийные позиции достроили только в 1901 г., тогда же они были вооружены всеми положенными орудиями. На позициях было построено из бетона 6  двухэтажных казематированных траверсов. Орудия располагались в орудийных двориках, прикрытых с фронта бетонными брустверными стенками. Полная же реконструкция батареи была осуществлена лишь к исходу 1903 г. К этому моменту здесь были введены в строй 3  дальномерных павильона, скрывающаяся прожекторная вышка на правом фланге, а также выполнен ряд других работ по приспособлению сохраняемых кирпичных построек.  В правофланговом траверсе разместили скрывающуюся прожекторную установку, здесь же поверх старого покрытия возвели павильон для вертикально-базного дальномера Прищепенко. Левофланговый старый траверс также был реконструирован, в нем разместили кухню, склад продуктов и ледник. Слева от этой постройки возвели два павильона для приборов горизонтально-базных дальномеров Петрушевского. Морская северная батарея №1 стала единственной из семи морских северных батарей, капитально реконструированной в бетоне.

Батарея Северная №1, чертёж 1909 г. Батарея Северная №1, чертёж 1909 г.

 

      Вопрос о постройке дамбы к северной батарее № 1 поднимался из года в год, однако дамбу для нужд именно батареи так и не построили. В 1909 г. стоящие здесь на вооружении 9-дм. пушки были признаны устаревшими даже в совокупности с лафетами Дурлахера, однако их решили оставить на вооружении. В том же 1909 г. было принято решение использовать морскую батарею № 1 для сообщения со всеми укреплениями Северного фарватера и с фортом «Ино», постройка которого началась в октябре. С этой целью в 1910 г. и построили дамбу, существующую и ныне. По дамбе была проложена железная дорога. Что интересно, дамба доходила только до волнолома, окружающего остров батареи, а далее через ров был перекинут мост (видно на фотографии аэрофотосъёмки). Железная дорога оканчивалась у волнолома, здесь была устроена платформа (впоследствии, в советское время, когда батарея использовалась в качестве склада, дамбу продлили непосредственно до острова, засыпав участок рва). В гавани батареи была устроена пристань, а подходы к гавани были углублены.

 

9-дм пушка обр.1867 на лафете Дурляхера. Фото из коллекции Владимира Андреева.9-дм пушка обр.1867 на лафете Дурляхера. Фото из коллекции Владимира Андреева.

9-дм пушка обр.1867 на лафете Дурляхера. Фото из коллекции Владимира Андреева

 

      С принятием в 1909 г. нового плана развития Кронштадтской крепости, боевая ценность Морской северной батареи № 1, оставшейся в тылу двух новых  мощных фортов («Тотлебен» и «Обручев») и вооруженной устаревшими артсистемами, значительно снизилась. К тому же 9-дм. пушки уже совершенно не годились для борьбы с современными боевыми кораблями и  в 1916 г. все 12 орудий Северной батареи № 1 были переданы в полевую артиллерию, где их еще можно было использовать против сухопутного противника.

 

Форт 1-й северный после революции 1917 г.

      Однако на этом история развития батареи не заканчивается. После разоружения батареи здесь появляется зенитная батарея 76-мм пушек системы Лендера образца 1915 г. Во время Кронштадтского восстания 1921 г. гарнизон форта принимал самое активное участие в данных событиях. В предвоенные годы на форту были построены долговременные огневые точки (ДОТы)  противодесантной и ледовой обороны, сохранившиеся по сей день. На вооружении ДОТов находились пулемёты «Максим».

Морская северная батарея № 1. Аэрофотосъёмка, 1940.Морская северная батарея № 1. Аэрофотосъёмка, 1940.

С 1935 г. форт 1-й Северный входил в состав ПВО Кронштадта, был  перевооружен четырьмя зенитными орудиям 34-К.  Два дворика 9-дм пушек переоборудованы под зенитные 76-мм орудия.

     В годы Великой Отечественной войны форт вёл огонь по вражеским самолётам, а после войны был окончательно разоружен и использовался до 2002 г. как склад военного имущества Ленинградской военно-морской базы. С 2002 г. Морская северная батарея  оставлена военными и разграблена, все металлические детали (двери, перила и пр.) выломаны и сданы на металлолом. На форту, к сожалению, появляются граффити, уродующие исторический облик  форта, а территория захламляется мусором. В 2015 г. добровольцами-жителями Кронштадта и Санкт-Петербурга проведена серия субботников при поддержке Администрации Кронштадского района.  Все вместе мы должны сохранить уникальный памятник истории России, включенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 

Материалы:

 

1) Р. В. Шапошник. Морская северная батарея №1. Путеводитель. The first northern battery in Kronstadt. Guide book. - СПб.: издательство "Европейский дом", 2016. 

2)А. А. Раздолгин, Ю. А. Скориков. «Кронштадтская крепость», Л,, Стройиздат, 1988

3) Документы Государственного архива ВМФ (РГА ВМФ).

4) Кронштадт 1921. Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. М.: Международный фонд «Демократия», 1997.

5) Электронные ресурсы: www.visit-saint-petersburg.ru Ваш гид по Санкт-Петербургу,  www.fortoved.ru,

6) Журнал «Фортовед», №№ 1, 2, 3, 4.

 7)Л. И. Амирханов, В. Ф. Ткаченко. «Форты Кронштадта», СПб, Остров, 2004.

 8)Аэрофотосъемка фортов Кронштадта. 1940 год. СПб.: «Остров», 2013 г.

 9)Журнал «Цитадель» №№11, 15.

 10) ЦВМА, инженерный отдел КБФ.